Навыки понимания собственного "Я"
через дидактические творческие игры
Ивахенко Наталья Александровна
Все игры призваны дать детям представление -:о чувстве собственного достоинства-неоходимости оценивать собственные поступки,чувтсва
-о способах и выразительных средствах общения(мимика,жесты,движения)
Обучение умению:-различать свои индивидуальные особенности(внешность,походку,пол)
-описывать свои желания и чувства
-осознавать свои собственные мышечные и эмоциональные ощущения
-радоваться успеху,развлечению,игрушке.
Дидактитческая игра"Мой портрет".
Цель:научить различать индивидуальные особенности своей внешности,лица,роста,возраста
Дид.материал:картинки с изображением детей разного возраста,роста ,внешности,карандаши,фломастеры,фланелеграф.
Ход игры .
Педагог предлагает рассмотреть картинки и определить,какими они себя считают- большими,маленькими или не очень маленькими.Могут ли они сказать и показать на пальчиках сколько им лет,или они этого еще не знают.
Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят,какими они считают себя сейчас и какими хотят вырасти.Педагог предлагает детям нарисовать себя ,какими они хотят быть.По рисункам детей,выставленных на фланелеграфе ,дети пытаются узнать,кто на них изображен.Педагог спрашивает,зависит ли от роста,какой человек,хороший или плохой.Читает стихотворение: Если сам ты небольшой,
Но с высокою душой,
Значит,твой реальный рост,
Выше самых дальних звезд.
В следующий раз педагог предлагает рассмотреть у себя и друзей,какие у них глаза,нос,рот,брови,уши,прическа,а затем нарисовать свой портрет.
Творческая игра "Кто здесь кто"?
Цель: игра учит средствами жестикуляциями и мимики передавать наиболее харрактерные черты персонажа сказки.
Ход игры: педагог предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известной сказке ( " Красная шапочка"."Колобок"," Репка" и т.д).,изображая героев средствами мимики и жестов.Для этого он делит детей на две группы ,каждая из которых " готовит"свой спектакль самостоятельно в разных частях комнаты.Каждой группе педагог сообщает . " по секрету" свою сказку и помогает в распределении и подготовке ролей.Затем дети одной группы демонстрируют свой спектакль другой группе,и наоборот.По характерным жестам и движениям дети-зрители должны угадать ,какую сказку они видели и кто какие роли исполнял.
Дидактическая игра " Что есть у игрушки".
Цель: воспитыать чувство самоопределения в предметном мире,осознания своего тела и его специфических способностей.
Дид.материал: игрушки зверей,человечков и прочее,картинки с изображением разных людей.
Ход игры:Педагог предлагает сравнить себя с той или иной игрушкой.Поощряются высказывания типа" У уточки клювик,а у меня носик"," У мишки шерсть лохматая,а у меня кожа гладкая"," У собачки четыре лапы ,а у меня две ноги и две руки"."Я живая.,а кукла барби только кула,хоть и неоторые части у нее двигаются".
Можно видоизменять упражнение ,предлагая детям сравнивать себя с любимыми героями и ,наконец,друг с другом.
Игра-драматизация" Почему так"?
Цель: развить в детях сознание собственной адекватности окружающим людям
Дид.материал:большое зеркало,картинки с изображением бабушки и девочки.,кукла Катя.
Ход игры.Педагог показывает композицию: сидит кукла и смотрит на себя в зеркало.Рассуждает:"У меня два глаза,два уха,две руки и т.д,а язык один и нос один".Давайте ,дети и мы посмотрим на себя в зеркало .У вас тоже так?
Дети рассматривают себя в большое зеркало,смотрят друг на друга..Педагог рассказывает,что случило сь с Катей(по произведению Е.Пермяка):
-Почему это у меня всего по двое,а язык один?
Бабушка отвечает:" Милая внучка,видишь больше,слышишь больше,больше делаешь,меньше болтала и никуда свой нос не совала."
Спрорсить у детей,правильно ли ответила бабушка.
Подвижная игра" Развеселим дедушку"
Дедушка- гномик очень грустный,невеселый.Спросим,почему он грустный? Дедушка волшебную палочку сбубенчиком потерял.Что мы будем делать,дети?Пойдем к нему,присядем на корточки и посмотрим ему в глаза ,погорюем вместе.А как мы его пожалеем?
-Положим руку на его плечо,постоим.
-Погладим по руке,по голове,по спине
-Прислонимся или обнимем дедушку?
А мождет развеселим ,позвенев бубенчиками,улыбнемся?Подарим ему каждый .,что захочет.
Теперь пойдем и вместе потанцуем,взявшись в хороводе за руки.
Хоровод,хоровод,пляшет маленький народ
Танцевать,дзинь- динь,ля-ля-ля
Мы готовы целый год.
Дзинь- ля,ля
Вот так песенка моя
Ты поешь,а я пляшу- своей шапочкой машу!
Цель: развить в детях сознание собственной адекватности окружающим людям
Дид.материал:большое зеркало,картинки с изображением бабушки и девочки.,кукла Катя.
Ход игры.Педагог показывает композицию: сидит кукла и смотрит на себя в зеркало.Рассуждает:"У меня два глаза,два уха,две руки и т.д,а язык один и нос один".Давайте ,дети и мы посмотрим на себя в зеркало .У вас тоже так?
Дети рассматривают себя в большое зеркало,смотрят друг на друга..Педагог рассказывает,что случило сь с Катей(по произведению Е.Пермяка):
-Почему это у меня всего по двое,а язык один?
Бабушка отвечает:" Милая внучка,видишь больше,слышишь больше,больше делаешь,меньше болтала и никуда свой нос не совала."
Спрорсить у детей,правильно ли ответила бабушка.
Подвижная игра" Развеселим дедушку"
Дедушка- гномик очень грустный,невеселый.Спросим,почему он грустный? Дедушка волшебную палочку сбубенчиком потерял.Что мы будем делать,дети?Пойдем к нему,присядем на корточки и посмотрим ему в глаза ,погорюем вместе.А как мы его пожалеем?
-Положим руку на его плечо,постоим.
-Погладим по руке,по голове,по спине
-Прислонимся или обнимем дедушку?
А мождет развеселим ,позвенев бубенчиками,улыбнемся?Подарим ему каждый .,что захочет.
Теперь пойдем и вместе потанцуем,взявшись в хороводе за руки.
Хоровод,хоровод,пляшет маленький народ
Танцевать,дзинь- динь,ля-ля-ля
Мы готовы целый год.
Дзинь- ля,ля
Вот так песенка моя
Ты поешь,а я пляшу- своей шапочкой машу!